Школа молодого педагога " Молодо, да не зелено!""
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
"МОЛОДО, ДА НЕ ЗЕЛЕНО!"
"Со мной работали десятки молодых педагогов я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Огромная роль в учреждении отводится работе с молодыми педагогами. Данная форма работы обеспечивает повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях модернизации образования, способствует активному внедрению в деятельность ДОУ прогрессивных инновационных образовательных тенденций и практик не только опытными педагогами, но и молодыми специалистами.
Целью данного направления работы является - оказание помощи начинающим педагогам в формировании их профессиональных компетенций, освоении ими современных образовательных технологий, необходимых для организации образовательного процесса с детьми; разработка совместно с педагогами – наставниками организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса детей дошкольного возраста; распространение передового педагогического опыта.
Положение о работе Школы молодого педагога
План работы школы молодого педагога на 2022-2023 учебный год
Центр профессионального мастерства педагогов (ЦПМП) «Траектория развития»
В учреждении создан и активно функционирует Центр профессионального мастерства педагогов (ЦПМП) «Траектория развития», целью которого стало создание в ДОУ актуальных условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих активной адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодых педагогов.
Задачи:
- обеспечение безболезненной адаптации молодых специалистов в коллективе детского сада;
- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
- организация информационно-методического пространства для самостоятельного овладения профессиональными компетенциями молодыми педагогами;
- своевременная и систематическая эмоциональная и информационно-методическая поддержка молодых специалистов закрепленным наставником;
- совместное планирование траектории профессионального развития молодых специалистов с наставником.
В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов:
- 1 этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для администрации и закрепленного за ним наставника;
- 2 этап – 2-3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег. В этот период педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других дошкольных учреждений, повышает своё профессиональное мастерство, посещая открытые внутренние, городские и районные мероприятия: семинары, практикумы, мастер-классы, методические объединения по профилю деятельности.
На этом этапе молодому педагогу предлагается определить методическую тему и инновационное направление по профилю деятельности, которое он будет углубленно изучать и разрабатывать в определенный временной период. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
- 3 этап – 4-5-й годы работы: складывается уже своя система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые инновационные технологии и перспективные практики;
- 4 этап – 6-7-й годы работы: происходит профессиональное совершенствование, саморазвитие, обобщение своего инновационного опыта работы уже на региональном и федеральном уровне.
Хочется отметить, что прохождение каждого этапа для педагога сугубо индивидуально. Профессиональное становление во многом зависят от характера, темперамента, креативности и познавательного интереса молодого специалиста. Поэтому к сопровождению каждого педагога мы подходим дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов, методов и практик работы с детьми и родителями, оказывают положительное влияние на рост его компетенций и профессиональной значимости. С этой целью в структуру Центра профессионального мастерства педагогов (ЦПМП) «Траектория развития» включены 6 структурных компонентов:
- Факультет мониторинговых исследований «Перспектива». Определяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, в ходе наблюдения, анкетирования, бесед и самоанализа. По окончании мониторинга определяется уровень компетентности каждого молодого педагога и формируется траектория его развития.
- Факультет профессионального мастерства «Инновацио» знакомит коллектив молодых педагогов с новыми техниками, инновационными технологиями и перспективными программами в сфере дошкольного образования, апробирует их в ходе практической деятельности, анализирует полученные результаты.
- Факультет профессионального творчества «Эврика» организован в целях развития творческой составляющей молодых педагогов, которая отражается в инновационном поиске перспективных направлений педагогической деятельности. Это направление выделено на основе потребности ДОУ в систематическом профессиональном и творческом развитии. Активное сопровождение молодых педагогов на данном факультете ведет команда воспитателей новаторов (КВН) «Эврика». В состав которой входят активные, творческие и инициативные педагоги нашего учреждения.
- Факультет опыта «Формула успеха». Данный факультет позволяет обмениваться приобретенными знаниями, умениями, навыками, как опытным педагогам, так и молодым воспитателям. Ведь современными профессиональными компетенция владеют в разной степени как молодые педагоги, так и педагоги с большим стажем работы. А взаимное обучение повышает профессионализм и качество предоставления образовательных услуг всего учреждения в целом.
- Факультет самообразования «Инициатива» формирует у молодого педагога в большей степени навыки самообразования и самосовершенствования, умение работать с представленными информационно-методический интернет-ресурсами.
- Школа молодого воспитателя «Педагогический дебют». Создана специально для молодых специалистов. Целью, которой является оказание наставниками помощи начинающим педагогам в формировании их профессиональных компетенций, освоении ими современных образовательных технологий, необходимых для организации образовательного процесса; разработка совместно с педагогами – наставниками организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста; распространение передового педагогического опыта. В учреждении сформирован институт наставников, в роли которых выступают опытные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, владеющие передовыми практиками в области дошкольного образования. Все встречи проходят в интересной и нетрадиционной форме, с применением инновационных технологий и практико-ориентированных техник.
Для анализа методической работы в учреждении разработаны следующие критерии оценки деятельности Центра профессионального мастерства педагогов:
- расширение профессиональных возможностей и форм самообразования молодых педагогов;
- оптимальный уровень формирования траектории индивидуального развития и достижений каждого молодого педагога с учетом его профессиональных потребностей;
- рост творческой активности педагогов и удовлетворённости результатами своего профессионального труда.
Вместо принципа «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, наше учреждение долгие годы придерживается принципа «педагогического взаимодействия», под которым мы понимаем активную деятельность всех участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов. Для формирования педагогического взаимодействия в коллективе детского сада сформированы следующие условия:
- демократический стиль управления, повышающий значимость каждого члена коллектива, его заинтересованность в общих результатах;
- в коллективе создан положительный эмоционально – психологический микроклимат, как мощный фактор, сплачивающий коллектив на решение поставленных задач;
- в ДОУ должна создана система стимулирования, нацеленная на мотивацию педагогов к профессиональному росту и личному успеху.