Экологическая тропа
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, альпийская горка, различные виды деревьев, растения огорода.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: МБДОУ «Детский сад №48 комбинированного вида» города Орла
Режим пользования: круглогодичный.
Назначение экологической тропы:
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Цели:
- формирование первичных экологических представлений и представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах;
Задачи:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Принципы, которые положены в основу работы:
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип обогащения детского развития;
- принцип содействия и сотрудничества, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности;
- принцип интеграции содержания.
- принцип от простого к сложному.
ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ (СТАНЦИИ):
- МИНИ ПРУД
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Мини пруд». Задачи: Ознакомить детей с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения. Учить детей строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи, отгадывать загадки. Показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе. Развивать память, мышление, зрительное восприятие, познавательный интерес. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края.
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о значении воды в жизни человека;
- расширять представления детей о растительном и животном мире водоемов;
- учить проводить простейшие опыты с водой;
- способствовать формированию любознательности у детей;
- воспитывать положительное, гуманное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к воде и ее обитателям;
- формировать желание беречь природу, не засорять водоемы, заботиться об их обитателях.
- «ЦВЕТНИКИ МНОГОЛЕТНИХ И ОДНОЛЕТНИХ КУЛЬТУР»
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Цветники» - это ограниченная территория (клумбы), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Задачи:
- способствовать формированию представлений о цветах, о их полезных свойствах (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий);
- формировать познавательную активность;
- расширять представления детей о декоративных растениях;
- формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем;
- учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения;
- формировать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей;
- привлекать родителей воспитанников к уходу за клумбами, их активному озеленению.
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: пионы, тюльпаны, ирисы, нарциссы, георгины, бархатцы, петунья и др.
- ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА «АПТЕКАРСКАЯ ГРЯДКА»
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект Зеленая аптека «Аптекарская грядка» создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
Задачи:
-Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
-Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
-Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
- ПТИЧИЙ ГОРОДОК
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Задачи:
-формировать экологическую культуру детей;
-прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
-знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
-формировать у детей знания о зимующих птицах, прививать бережное отношение к зимующим птицах и желание заботиться о них;
- привлечь детей совместно с родителями к оказанию помощи зимующим птицам.
- «ХВОЙНЫЕ ОСТРОВКИ» И «ФИТОНЦИДНЫЕ УГОЛКИ»
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект «Хвойные островки» и «Фитонцидные уголки» – это оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Задачи:
- Способствовать оздоровлению детей, используя дыхательную гимнастику.
- Развивать любознательность у детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- ОГОРОД
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Огород».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Задачи:
-Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);
обучать навыкам ухода за ними, формировать представления о значении овощей в жизни человека.
- Обогащать и развивать активный словарь детей.
- Вызывать у детей познавательную активность посредством игровой, трудовой и практической деятельности.
-Закреплять знания об объекте во всех видах детской деятельности;
- Расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке), обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
- ТЕПЛИЦА И ПАРНИКИ
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Теплица» и "Парники". Теплица и парники в детском саду способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности, наблюдательности и любознательности у детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. А также, это отличный вариант для знакомства детей с условиями произрастания растений.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла, реализация знаний, полученных на занятиях;
-Занятия исследовательской деятельностью по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений.
- Сформировать представления об овощных и цветочно-декоративных растениях; представления о специфике сельскохозяйственного труда.
- Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
- Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.) в опытно-экспериментальной деятельности.
- Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.
- ЛУЖОК
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Лужок» - биоценоз, растительный компонент которого составляют сообщества многолетних трав. Большая часть лугов возникла на месте сведенных лесов и кустарниковых зарослей, осушенных болот и озер. Различают пойменные (заливные) и материковые (напр., суходольные), а также горные луга. Луга — ценные сенокосы и пастбища.
Задачи:
- Формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.
- Углублять представления детей о насекомых, формировать знания о характерных особенностях их внешнего вида, о способах передвижения, учить находить сходство и различие во внешнем строении.
- Воспитывать познавательный интерес к насекомым.
- Пополнять словарный запас детей названиями растений и насекомых, населяющих луг.
- Закреплять знания о луге и его обитателях в различных видах детской деятельности.
- ФРУКТОВЫЙ САД
Характеристика объекта
На территории детского сада есть объект – «Фруктовый сад». Это участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями. Один из видов садов, где выращиваются фрукты. Создание фруктового (плодового) сада требует глубоких знаний в области садоводства. Здесь важно учитывать множество факторов: выбор места посадки, выбор сортов и видов, выбор способа посадки. В плодовом саду сажают разные сорта яблонь (антоновка, белый налив, боровинка, грушовка московская), вишни, сливы, груши.
Объекты для наблюдения: Яблоня, вишни, сливы, груши.
Образовательные задачи:
- Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
- Упражнять детей в образовании имен прилагательных.
- Развивать наблюдательность, вкусовой анализатор.
- Закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека.
- Воспитывать любознательность.
- РЯБИНА
Характеристика объекта:
На территории детского сада есть объект – «Рябина». Необходимо давать детям знания о деревьях, растущих на участке. Уточнить внешний вид рябины. (Кора гладкая, крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами).
Задачи:
-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях;
-Формировать представления о значении деревьев в жизни человека;
- Воспитывать интерес к деревьям и заботу о них.
- МЕТЕОПЛОЩАДКА
Характеристика объекта:
На территории детского сада есть объект – «Метеоплощадка». Где дети обучаются элементарному прогнозированию состояния погоды.
Перечень возможного метеооборудования:
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Обычно высокое давление означает хорошую, устойчивую погоду, а низкое — облачную и дождливую.
Термометр — для измерения температуры воздуха.
Анемометр — прибор для измерения скорости ветра.
На метеоплощадке также может находиться:
Флюгер, ветряной рукав — приборы для определения на правления и силы ветра.
Воздушные змеи и другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.
Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом», посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время.
Дождемер — служит для измерения количества осадков. Сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Предсказывать погоду помогают растения и животные:
растения-барометры:
• Кислица, фиалка, календула перед непогодой закрывают цветки.
• Костяника, папоротник орляк: перед ненастьем края их листьев приподнимаются, а сами листья поникают; при приближении холода края листьев заворачиваются вниз.
• Клен перед дождем «плачет» (в месте прикрепления черешков листьев к веткам появляются капельки жидкости) .
• Жимолость, горицвет, ночная фиалка перед дождем издают сильный запах.
• Сосновые шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Если влажность минимальная, они подсыхают и раскрываются; во влажные же периоды впитывают водяные пары и плотно закрывают чешуйки.
животные-барометры: муравьи (в экологическую тропу включен муравейник, птичий «городок», насекомые на цветнике, пауки и др. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывают почти все «двери» своего дома.
- ЗОНЫ ОТДЫХА
На территории детского сада есть объект – «Зоны отдыха», они предполагают собой веранды, включённые в маршрут в середину тропы и как последний объект тропы, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, могут заняться изодеятельностью, изготовлением поделок из природного материала.
Задачи:
- Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
- Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой.